Согласно Уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется «звон целодневный». Это единственное время в году, когда звон может быть в неурочное, не богослужебное время. Но есть уставные ограничения: такой «свободный» пасхальный трезвон не должен попадать на литургию или вечернюю службу, чтобы не мешать молящимся в храме. Теоретически, можно звонить хоть круглосуточно.
Традиция возникла в XVIII веке и просуществовала до 1918 года, когда на Пасху звонили в последний раз, а после языки колоколов сковали цепями. Возродилась она в начале 90-х. Где-то звонили в корабельную рынду, где-то в поддужные колокольцы или устанавливали на площади переносную звонницу. Сейчас, с появлением больших, тяжелых колоколов, появились и новые правила безопасности. Обычно сотрудники храма присматривают, чтобы по неосторожности никто не свалился с колокольни или не повредил колоколу, излишне усердно дергая его за язык. Оказывается, от сильных ударов колокол может «потерять голос», его можно разбить, существует и множество других опасностей. Поэтому не стоит обижаться на запрет подниматься на колокольню в отсутствие профессионала.
В 19 веке звонари в пасхальные дни во многих местах открывали колокольни и уходили отдыхать. Так что подняться, посмотреть, как устроена звонница, и позвонить мог любой желающий.
В наше время, когда страна сильно расслоена в социальном, религиозном и культурном плане, вряд ли можно пускать на колокольню всех желающих. Если хочется позвонить — надо вежливо подойти к звонарю, пообещать вести себя аккуратно и внимательно прислушиваться к указаниям профессионала. Если звонарь относится к колокольне легко — он дозволит больше. Если строже — меньше, зато гости услышат более интересный звон, потому что, как правило, качество звона у таких звонарей выше.
Пришедшие на колокольню должны знать, что они обращаются с церковной святыней. Пусть посмотрят «Чин благословения колокола или звона» и почувствуют, какое значение Церковь придает колоколам. Может быть, это избавит колокол от возможных повреждений. Недаром про Светлую седмицу говорят, что это неделя рождения звонарей и гибели колоколов.
Треснутые колокола чаще всего невозможно починить: их переливают и делают заново. Поэтому нельзя со всей силы лупить в церковные колокола. В колокольном искусстве важна не сила удара, а правильное отношение к звуку, такт в общении с колоколами. Страшные удары рождают неправильный звук, колокола начинают болезненно визжать. Упор надо делать на аккуратность и бережность. Самое лучшее — звонить вместе со звонарем, вслушиваясь, и аккуратно вплетая свой подзвон в его звоны.
Были крестные ходы, по улицам носили чудотворные иконы — и все это сопровождалось звонами.
А самое главное, было совершенно другое отношение к звонам как таковым. Если сейчас наше сознание отравлено массовой культурой и мы не представляем себе осмысленную деятельность со звуками иначе как концерт, то наши предки даже не воспринимали колокольный звон как музыку в узком смысле. Они воспринимали колокольный звон как самобытное явление, которое принадлежит непосредственно церковным колокольням. Не были распространены передвижные звонницы: звонницы на колесах, предваряющие шествия. Это было совершенно не нужно, потому что звон (т.е. определенный набор колоколов) был недвижимым имуществом храма. В старину даже говорилось не «повесить колокол», а «поставить колокол». И считалось, что колокол, установленный на колокольне, является символом твердыни храма, устойчивости, значительности. Звон размечал богослужебную жизнь, как маяк, который включает фонарь в определенные моменты.
В Пасхальную неделю колокола возвещают о том, что Господь явил нам чудо воскресения Христова. Эта радость возносится через колокольный благовест, желающих звонить в колокола на этой неделе очень много, в том числе — молодежи. «Люди говорят, что чувствуют при этом особый душевный подъем, который сами объяснить не могут». Колокольный звон нередко называют звучащей иконой. Колокол в русской православной церкви — это голос Божий, он пробуждает душу, заставляя людей задумываться о смысле жизни. Недаром многие люди, услышав голоса медных певцов, испытывают желание остановиться и послушать мелодию колоколов.